| Каталог выставки
Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск), Музей Марка Шагала, 2004 г.
Статьи:
Стефан Шмелевски (Посол Франции в Республике Беларусь)
Мерет Мейер. В молодости я хотел завоевать весь мир
Прокопцов В.И.
Карандашова Тамара. Театральный мир Шагала
Алан Крамп. Вклад Марка Шагала в искусство театра*
Свое необычное поэтическое мироощущение, волшебный дар одухотворять реальные вещи и придавать им иносказательный смысл Марк Шагал воплотил в живописи и графике, скульптуре, керамике, монументальных росписях, витраже и мозаике и, наконец, в театрально-декорационном искусстве. В мир шагаловского театра вводит нас настоящая выставка. На ней представлены эскизы к самым значительным театральным работам Шагала: росписям Еврейского камерного театра, спектаклю «Вечер Шолом-Алейхема» (1920), балетам «Жар-птица» (1945), «Дафнис и Хлоя» (1958).
Впервые Шагал попробовал себя в качестве художника сцепы, исполняя декорации своего петербургского учителя Льва Бакста, к балету H.II. Черепнина «Нарцисс». После этого он услышал от Бакста, что никогда не станет успешным театральным художником. Несмотря на это высказывание, Шагал не оставил мечту «поработать для театра». Настоящим и успешным театральным дебютом для него стала работа в Государственном еврейском камерном театре, открывшемся в 1920 г. в Москве. Шагалу предложили исполнить декорации и костюмы постановок по произведениям известного еврейского писателя Шолом-Алейхема: «Агенты», «Мазлтов» (Приветственный возглас), «Форштертер Пейсах» (Испорченный праздник), «С'алигн» («Все враки»). Спектакль назывался «Вечер Шолом-Алейхема». Пространства сцены оказалось недостаточным для воплощения замысла. По словам Эфроса, Шагал «заявил, что будет одновременно с декорациями писать «еврейское панно» на большой стене зрительного зала: потом он перекочевал на малую стену, потом на простенки и, наконец, на потолок. Вся зала была ошагалена». Для центральной стены Шагал написал «Введение в новый национальный театр». На других стенах, на потолке и на фризах изобразил предков современного актера: вот бродячий музыкант, свадебный шут, танцовщица, переписчик Торы, он же первый поэт-мечтатель, и, наконец, пара акробатов на сцене. На фризах красовались накрытые скатертями столы, уставленные яствами, блюдами с пирогами, фруктами...». Декорации, костюмы и росписи театрального фойе он выполнил почти за 40 дней и ночей. Шагал пришел в театр 20 ноября 1920 года, а 1 января 1921 года состоялась премьера спектакля «Вечер Шолом-Алейхема». Даты эти очень важны, поскольку позволяют точно определить время создания эскизов росписей, декораций и костюмов для Еврейского камерного театра «1920» годом, а не «1919». По всей вероятности, эта дата, «1919», появилась позже, когда Шагал жил во Франции и там, систематизируя работы русского периода, ставил даты, опираясь на свою память.
Декоративные росписи зала представлены на выставке двумя эскизами: «Танец» и «Театр». Мир прекрасного воплощают не классические античные музы, а реальные персонажи веселого еврейского праздника. В духовном наследии еврейского народа, в еврейском фольклоре и быте видит художник истоки…
(статья Тамары Карандашевой) | |