| Настоящее издание — каталог частной коллекции фарфора и фаянса, созданного на ведущих предприятиях керамической промышленности в советский период, в мастерских российских скульпторов и художников в 1990-2010-е гг. Собрание пополнялось работами на театральную и танцевальную темы, фарфором и фаянсом на литературные (сказочные) сюжеты. Коллекционером была выбрана благодатная тема: театральные и литературные образы служили неиссякаемым источником вдохновения для мастеров-керамистов, работавших на фарфоро-фаянсовых фабриках. В книге опубликованы: скульптура малых форм, многофигурные композиции, декоративные тарелки и посуда, изделия массового выпуска, отразившие в себе типичные для того или иного времени художественные веяния, и авторские произведения (более 130 работ).
Любовь к театру определила приоритеты в комплектовании собрания, она же подсказала и название книги: «Театр полон, ложи блещут». В основе — слегка изменённые строки из бессмертного романа в стихах «Евгений Онегин», сочинённого А.?С.?Пушкиным:
«Театр уж полон; ложи блещут; / Партер и кресла, всё кипит». Отечественные «фарфоровые затеи» на театральную и танцевальную тематику заставляют коллекционера думать и тщательно изучать хрупкий материал. Много можно узнать не только об авторах работ — скульпторах, художниках по фарфору, но и о самих спектаклях, запечатлённых в фарфоре; о моделях, только начинающих свой путь в искусстве, и знаменитых танцовщиках, юных и прославленных балеринах, оперных исполнителях, драматических актрисах. Всегда ли удаётся точно и окончательно определить название спектакля или танцевального номера, которое легло в основу фарфоровых композиций? Иногда достаточно легко, когда есть портретное сходство с изображёнными персонажами — людьми из артистического мира, когда скульптором акцентированы профессиональные приметы, индивидуальные движения рук, наклон головы. Тогда для любителя театра и художественного фарфора проще формировать своё собрание и определять место экспоната в ней. Но бывает и так, что фарфоровая загадка остаётся неразгаданной. Это тоже интересно и позволяет коллекционерам и страстным собирателям делать предположения, искать и не сдаваться в своих исследованиях.
Каталог состоит из следующих разделов: «Несколько слов о моей коллекции», «Рождение коллекционера», «От издателей», «„Русские сезоны“ в Париже. Театр Российской Империи», «Гофманиана», «Театр полон, ложи блещут», «Танцы и пляс-
ки», списка использованной литературы и списка сокращений. Опубликованные фарфоровые и фаянсовые изделия описаны самым подробным образом (с указанием марок и меток), их сопровождает иллюстративный материал: оперные и балетные
программки, либретто, обложки книг и периодики, каталоги выставок, фотографии, открытки и марки из частного собрания. | |