| Настоящее издание – не монография о талантливом крепостном художнике и не воспоминания деятеля искусства начала XX века, перед Вами — «дневник в дневнике».
В основу книги легли записи внештатного сотрудника журнала «Старые годы» (1907- 1916 гг.) Анатолия Павловича Дитриха, откомандированного летом 1914 года в Солигаличский уезд Костромской губернии с редакционным заданием: собрать материалы о старой дворянской усадьбе князей Шелешпанских, в то время ещё существовавшей. С момента выхода в 1910 году тематического номера — «Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта» контора издательства была буквально завалена откликами заинтересованных читателей.
Молодому фотографу «Старых годов» повезло больше других: «на месте» он обнаружил произведения неизвестного крепостного живописца. Заинтересовавшись его личностью, он собрал материалы о жизни и творчестве. Однако статья А. П. Дитриха о Филофее Сорокине, дополненная многочисленными фотографиями работ художника, так и не успела выйти: «ежемесячник для любителей искусства и старины» перестал существовать в 1916 году, а сам Дитрих умер в период гражданской войны. Материалы попали к математику и физику Павлу Степановичу Радецкому. Его репрессировали в 1930-е годы, однако потёртая картонная папка с надписью «А. П. Дитрих. 1914 год» уцелела и благополучно пережила трудные времена, оказавшись в руках родной внучки Радецкого — Е. А. Матвеевой. Возникла мысль о книге с необычной структурой, где заметки Дитриха, его точные замечания и анализ событий постоянно перемешиваются с переписанными им отрывками из дневника управляющего имением Карла Ивановича Майера и комментариями редакторов.
Первое издание было осуществлено в 2005 году издательством «Царское Село» тиражом 3 (три) экземпляра. Затем повествование, посвящённое живописцу Ф. Сорокину и его первооткрывателю А.П. Дитриху, поступило в библиофильское издательство «Зелёная лампа», где и вышло вторым изданием.
Остается лишь повторить за основателем и главным редактором журнала «Старые годы» В. Верещагиным: «Быть может, те дорогие воспоминания давно минувших времён возродят к жизни всё, что до сих пор у нас было так бледно и мертво: знания, опыт, вкус и любовное, проникновенное отношение к седой старине…» | |