Территория Туркменистана была заселена с незапамятных времен. Первые поселения датируются каменным веком. Древние каменные орудия были найдены археологами в окрестностях современного города Красноводска (ныне Туркменбаши) и поселка Гаурдак, на юго-востоке плато Устюрт, в долинах рек Сумбар и Чандырь. Раскопки свидетельствуют, что первобытные обитатели занимались рыболовством, охотой и собиранием съедобных корней.
В 6-5-м тысячелетии до н.э. в подгорной части Копет-дага складывается древнейшая на территории СССР оседло-земледельческая культура. По названию основного памятника - поселение Джейтун близ Ашхабада - она получила название джейтунекой. Для этой культуры характерна хорошо обожженная керамическая посуда с росписью в виде прямых и волнистых линий.
На смену неолитической джейтунской культуре приходит культура энеолита. Происходит дальнейшее развитие культуры. Для поселений этого периода характерны комплексы помещений, разделенных улочками. Стены домов украшались росписью в виде ромбов и треугольников. Появились тонкостенные керамические сосуды с многокрасочной росписью. На них, наряду с геометрическим орнаментом, встречаются изображения козлов. Из глины изготовляли женские статуэтки. Найденные при раскопках пряслица указывают на распространение ткачества.
Бронзовый (середина 3 тыс. - 2 тыс. до н. э.) и железный века (начало 1 тыс. до н.э.) на территории Туркменистана характеризуются дальнейшим развитием ремесел и искусства, создаются крупные ирригационные сооружения, каналы, появляются крупные поселения: Алтын-депе, Ма-дау-депе, Иззат-кули и другие. Размеры городищ, наличие в них монументальных зданий, укреплений, развитых ремесел позволяют отнести их к городам типа Древнего Мерва. Керамическая посуда этого периода изготавливалась на гончарном круге и покрывалась орнаментом. С развитием ремесел стала развиваться торговля, появилось классовое расслоение общества.
Постепенно стали складываться первые государственные образования: Бактрия, Маргиана, Парфия, Гиркания. Крупной областью оседлой культуры был Хорезмский оазис. Таким было положение на территории Туркменистана до середины VI в. до н.э.
В VI в. до н. э. здесь прошли войска первого персидского царя Кира, затем войска Дария I. Завоеванные территории вошли в состав Персидского государства Ахеминидов. Через два столетия Александр Македонский, разгромив Персидское царство, включил эти земли в свою империю. Но прошло еще полтора столетия, и эта держава тоже распалась.
На протяжении длительной и сложной истории Туркменистан перенес тяжкие испытания. Чужеземные вторжения и междоусобицы превращали прекрасные города в развалины, цветущие оазисы - в пустыни.
Сложный и часто драматический ход событий во многом зависел от расположения Туркменистана на оживленных торговых путях. Здесь сложилось и просуществовало полтысячелетия одно из самобытных рабовладельческих государств Парфия. По словам древних географов Страбона и Плиния, парфяне славились изготовлением великолепных, особо раскрашенных ковров, имевших высокие технологические и художественные качества. Страбон в своем рассказе о массагетах писал, что они "держат овец, хотя в небольшом количестве, так, что даже не режут их, сберегая ради шерсти... Одежду красят посредством намазывания растительными соками, краски которых долго не линяют".
В парфянских городах производилась тонкая и изящная глиняная посуда, сделанная на гончарном круге, изделия из стекла, слоновой кости, великолепные ювелирные украшения из драгоценных металлов. В Нисе -одной из столиц государства - во дворцах и храмах парфянских царей были замечательные произведения искусства: мраморные статуи, сосуды из слоновой кости, росписи, ковры, ковровые изделия и многое другое.
Развитию экономики и культуры Парфии способствовал так называемый "Великий шелковый путь", проходивший через территорию Туркменистана. Купеческие караваны из Китая доходили до города Амуля (Чарджоу), оттуда до Мерва (Мары), Серахса и через Северный Иран добирались до городов Восточного Средиземноморья и далее до Европы. По "Великому шелковому пути" в Европу попадали высоко ценившиеся там парфянские ковры, паласы, шелковые ткани, изделия из металла.
В состав мощного Парфянского царства входила и Маргиана с ее центром - древним Мервом. Культура Парфии и последующего Сасанидского времени оставила большой след в народном декоративном искусстве Туркменистана, а потомки парфян впоследствии участвовали в формировании туркменской народности.
В середине VII в., разгромив основные силы Сасанидов, арабы заняли Нису, Мерв и другие города древнего Хорасана, а в начале VIII в. - Хорезм и Дахистан. До завоевания арабами Средней Азии и Ирана господствующей религией здесь было огнепоклонничество - зороастризм, которое сыграло большую роль в укреплении власти персидских царей в Средней Азии и Иране. Арабские завоеватели принесли новую религию - ислам. Через горы трупов, дым пожарищ, а в ряде случаев через подкуп и приманку шло внедрение новой религии. Забвению предаются такие виды изобразительного искусства, как скульптура, сюжетная роспись, уничтожаются языческие культовые произведения. В то же время продолжает развиваться орнаментальное декоративное искусство, ремесла, наука. Язычество пустило в сознание местного населения такие глубокие корни, что мусульманская идеология не смогла по существу победить его. Своеобразная языческая символика оберегов сохранилась и в орнаментальных мотивах ковров, и в формах ювелирных изделий, и в металлических деталях, дополнявших костюм, и в узорах вышивок, и в самом назначении и магическом осмыслении многих предметов народного декоративно-прикладного искусства.
К IX в. власть завоевателей ослабла, и укрепилась местная феодальная династия Саманидов. Почти два столетия составляют период наивысшего расцвета Туркменистана и других областей Средней Азии. Мерв, Ургенч, Ниса становятся крупными центрами ремесла и торговли.
В Хорасане, Хорезме, Гургане строятся великолепные мечети, караван-сараи. Возникают учебные заведения, библиотеки.
Еще в доарабские времена в Мерве сложились высокие традиции ткацкого ремесла. Удерживая эти традиции на протяжении ряда веков, Мерв предстает самым прославленным центром производства текстиля на всем средневековом Востоке. Ткани из Мерва очень высоко ценились и зачастую входили в состав дани или подарков различным правителям Средней и Центральной Азии. Ряд арабских средневековых источников свидетельствует о высоком качестве мервских тканей. "Лучшие хлопчатобумажные и шелковые одежды делают в Нишапуре и Мерве - пишет арабский географ Истахри, -лучшие льняные ткани делают в Мерве". В одном из мервских селений Шавашкане в XII в. изготовлялись тончайшие шелковые ткани. В Серахсе население занималось вышивкой позолоченных покрывал, поясов и тому подобных предметов из текстиля. В этот йериод дальнейшее развитие получают ковроткачество и ювелирное искусство.
В XIII в. по территории Туркменистана пронесся страшный смерч татаро-монгольского завоевания. Монгольское нашествие совершилось в тот момент, когда здесь феодальные отношения находились в расцвете. Более отсталые в экономическом и культурном развитии по сравнению с народами завоеванных стран, монгольские завоеватели не принесли им ничего нового. Накануне монгольского нашествия в Мерве было около 10 крупных библиотек. "Во всем мире я не видал подобных им по количеству и превосходству их" - писал в то время арабский географ Якут, живший в Мерве и работавший в библиотеках города над составлением энциклопедического географического словаря. Некоторое время жил и работал в Мерве знаменитый поэт и ученый Востока Омар Хайям (1048-1131 гг.?). Монгольское завоевание нанесло непоправимый ущерб культуре и искусству края. "Орды совершают варварство в Хорасане, Бухаре, Самарканде, Балхе и других цветущих городах. Искусство, богатые библиотеки, превосходное сельское хозяйство, дворцы и мечети - все летит к черту" - писал по этому поводу К. Маркс.
Монгольское завоевание значительно задержало и процесс формирования туркменской народности. Слово "туркмены" впервые упоминается в исторической литературе с VIII в. В Х1-ХП веках оно получает широкое распространение как общее название многих степных племен, живших от восточного побережья Каспия до реки Аму-Дарьи. Лишь к XV веку завершается формирование туркменской народности. Предками туркмен были, с одной стороны, парфяне, маргианцы и их потомки северные хорасанцы, а с другой - степные скотоводческие племена: дахи, массагеты, аланы и пришедшие из Приамурья и Северо-восточного Каспия тюркские племена огузы, карлуки и другие.
Исторически сложившиеся условия жизни определили деление туркменского народа на различные этнические (племенные и родовые) группы. Насчитывая около 20 названий, туркменские племена объединялись общностью языка, религии, быта, культуры. Западную и северную территорию заселяли йомуты, на юге жили племена теке, эрсари и сарыки, на северо-западе - човдуры, на юго-западе гоклены и нохуры. Следует назвать также племена эмрели, ата, алили, жившие на территории Туркменистана.
В XVII-ХVIII вв. в условиях общего экономического упадка и бесконечных войн здесь уже не было больших городов и городской культуры, не было столь высоко развитого в древние и средние века искусства.
На протяжении долгих лет, вплоть до последней трети XIX в., туркменская земля не знала спокойного года. На этом фоне происходило присоединение Туркменистана к России, при этом часть племен, стремясь избавиться от кровавых войн, добровольно приняли русское подданство, а остальные были колонизированы царскими войсками. Вплоть до победы Великого Октября туркмены не имели своей национальной государственности.
В 1925 г. I Всетуркменский съезд Советов провозгласил создание Туркменской Советской Социалистической республики.
О туркменском народном искусстве XVIII-XIX веков сохранилось немало письменных источников. Сведения о художественных ремеслах туркмен оставил в своих путевых заметках Самуил Готлиб Гмелин, побывавший в 70-е годы XVIII в. в области Мангышлак. Об украшениях мервских туркменок упоминает другой путешественник англичанин А. Борис, посетивший в 1831-1832 гг. город Мерв. Этнографические сведения о жизни туркмен, их быте, ремеслах составили исследователи, в разные годы посетившие туркменский край:-И.Эйхвальд в 1825 г., Н.Н.Муравьев в 1825 г., Г.С.Карелин в 1836 г. Особенно следует отметить книги, созданные венгерским ученым филологом А.Вамбери, путешествовавшим с научными целями по Средней Азии и в 1863 году проезжавшим по территории, населенной туркменскими племенами йомутов, човдуров, эрсари, алили, салор и другими. В опубликованных им материалах автор отмечает яркое своеобразие туркменских ювелирных украшений, художественные и технические особенности ковров и текстиля, рожденных к жизни своеобразным бытом и культурой народа, их разительно отличные от европейских эстетические принципы.
Основными производственными районами туркменских ковров являлись Ахальский и Мервский оазисы, и, соответственно, главными торговыми центрами являлись Асха-бад и Мерв. В большом количестве туркменские ковры продавались в Бухаре. Поэтому во многих источниках о них сообщается под наименованием "бухарских ковров". Туркменские ковры вывозились в Россию, в Западную Европу, в Америку.
С конца XIX века ковры, ювелирные украшения, ткани становятся постоянными экспонатами не только русских, но и международных выставок и ярмарок: в 1887 г. в Копенгагене, в 1893 г. в Чикаго, в 1894 г. в Лионе и Антверпене, в 1900 г. в Париже.
После присоединения Туркменистана к России началось более глубокое и целенаправленное изучение географии, истории, этнографии края, туркменского народного искусства. Русские передовые ученые зачастую без помощи со стороны царского правительства, на собственные средства и риск изучали природу и историю края. Внимание дореволюционных исследователей привлекали местные ковры, производство текстиля, вышивок, творчество мастеров-зергеров. В изучение истории и культуры Туркменистана внесли огромный вклад выдающиеся русские востоковеды В.В.Бартольд, А.Самойлович и другие. Среди источников конца XIX - начала XX века следует упомянуть работы К.М.Обручева, В.И.Массальского и Л.Е.Дмитриева-Кавказского, которые в своих небольших путевых очерках и заметках дают характеристики народных художественных промыслов туркмен, описывают и дают некоторый анализ художественных качеств туркменских ковров, вышивок, ювелирных изделий.
Путешественник М.Алиханов-Аварский, побывавший в Мерве в конце XIX века, в своем дневнике пишет: “Все женщины Мерва страстно любят серебряные украшения, составляющие предмет гордости и кокетства каждой из них. На самой бедной женщине оазиса можно увидеть несколько тяжелых браслетов, серьги и другие украшения, а богатые обвешивают себя таким количеством этих украшений, что издали можно подумать, что она в серебряных кольчугах, разукрашенных сердоликами...”
После установления в Туркменистане Советской власти изучение народного декоративно-прикладного искусства получило значительное развитие.
Огромную работу в этом направлении проводит Туркменский Государственный музей изобразительных искусств, открытый в Ашхабаде в 1938 году. Коллекция музея по праву считаются не только самыми многочисленными, но и самыми полными по разнообразию ковров, ковровых изделий, паласов, кошм, тканей и вышивок, ювелирных украшений.
В коллекциях музея более тысячи экспонатов ковров и ковровых изделий, столько же экспонатов тканей и вышивок, более полутора тысяч ювелирных изделий, отличающихся высоким художественным уровнем. Гордостью музея является самый большой в мире ковер — его площадь составляет 180 квадратных метров.