Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
салон антикварная книга антикварная книга книжный книга книжный антиквариат книжный антиквариат букинист антиквариат букинист антиквар букинист антиквар старинные антиквар старинные книги старинные книги редкие редкие книги антиквариат антикварное издание прижизненное издание антикварные книги букинистические издания редкой антикварной
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

*** Книги "Среди коллекционеров" по издательским ценам***
ПОДАРОЧНЫЕ и КРУПНОФОРМАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ПОДАРКИ
АВТОГРАФЫ, АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РУКОПИСИ
АНТИКВАРНЫЕ КНИГИ - СПЕЦ.ТЕМЫ (до 1950 г.)
БУКИНИСТИЧЕСКИЕ КНИГИ - СПЕЦ.ТЕМЫ (с 1950 г.)
ДЕТСКАЯ КНИГА
РЕДКАЯ КНИГА (В наличии и под заказ)
КНИГИ ПО ИСКУССТВУ
КНИЖНАЯ ПОЛКА АНТИКВАРА И КОЛЛЕКЦИОНЕРА
КНИЖНЫЕ РЕДКОСТИ
МЕМУАРЫ, ДНЕВНИКИ, ПИСЬМА И МАТЕРИАЛЫ, ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ И БЫТА
ОТКРЫТКИ
ПЕРИОДИКА
ПОЭЗИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ
ПУТЕШЕСТВИЯ. ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА.
СВЕТСКАЯ КНИГА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
СТАНКОВАЯ И КНИЖНАЯ ГРАФИКА
ФОТОГРАФИЯ, ДАГЕРРОТИПЫ, СЛАЙДЫ, ДИАФИЛЬМЫ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЧАСТНЫЕ И КООПЕРАТИВНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА 1920-х - 1930-х гг.
ПРОДАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
О нас
О нас
Поиск книг
Информация для клиентов
Как купить?
Дополнительные услуги для Клиентов
Некоторые правила
Правила приема книг на комиссию и в твердый счет
Экспертиза и оценка книг и графических работ
Сотрудничество
ГЛАВНАЯ .... НОВОСТИ .... ПОИСК .... КОНТАКТЫ
1781
Меджитова Эльмира.
Туркменское народное искусство

ПРОДАНО
ЗАКАЗАТЬ
Настоящий альбом является первым изданием знакомящим широкого читателя с музейным собранием туркменского народного декоративно-прикладного искусства. Разделы: вышивка и вязание (тюбетейки, головные уборы, скатерти, джорабы); ювелирные изделия; ковры, паласы, кошмы.
Территория Туркменистана была заселена с незапамятных времен. Первые поселения датируются каменным веком. Древние каменные орудия были найдены археологами в окрестностях современного города Красноводска (ныне Туркменбаши) и поселка Гаурдак, на юго-востоке плато Устюрт, в долинах рек Сумбар и Чандырь. Раскопки свидетельствуют, что первобытные обитатели занимались рыболовством, охотой и собиранием съедобных корней.
В 6-5-м тысячелетии до н.э. в подгорной части Копет-дага складывается древнейшая на территории СССР оседло-земледельческая культура. По названию основного памятника - поселение Джейтун близ Ашхабада - она получила название джейтунекой. Для этой культуры характерна хорошо обожженная керамическая посуда с росписью в виде прямых и волнистых линий.
На смену неолитической джейтунской культуре приходит культура энеолита. Происходит дальнейшее развитие культуры. Для поселений этого периода характерны комплексы помещений, разделенных улочками. Стены домов украшались росписью в виде ромбов и треугольников. Появились тонкостенные керамические сосуды с многокрасочной росписью. На них, наряду с геометрическим орнаментом, встречаются изображения козлов. Из глины изготовляли женские статуэтки. Найденные при раскопках пряслица указывают на распространение ткачества. Бронзовый (середина 3 тыс. - 2 тыс. до н. э.) и железный века (начало 1 тыс. до н.э.) на территории Туркменистана характеризуются дальнейшим развитием ремесел и искусства, создаются крупные ирригационные сооружения, каналы, появляются крупные поселения: Алтын-депе, Ма-дау-депе, Иззат-кули и другие. Размеры городищ, наличие в них монументальных зданий, укреплений, развитых ремесел позволяют отнести их к городам типа Древнего Мерва. Керамическая посуда этого периода изготавливалась на гончарном круге и покрывалась орнаментом. С развитием ремесел стала развиваться торговля, появилось классовое расслоение общества. Постепенно стали складываться первые государственные образования: Бактрия, Маргиана, Парфия, Гиркания. Крупной областью оседлой культуры был Хорезмский оазис. Таким было положение на территории Туркменистана до середины VI в. до н.э. В VI в. до н. э. здесь прошли войска первого персидского царя Кира, затем войска Дария I. Завоеванные территории вошли в состав Персидского государства Ахеминидов. Через два столетия Александр Македонский, разгромив Персидское царство, включил эти земли в свою империю. Но прошло еще полтора столетия, и эта держава тоже распалась. На протяжении длительной и сложной истории Туркменистан перенес тяжкие испытания. Чужеземные вторжения и междоусобицы превращали прекрасные города в развалины, цветущие оазисы - в пустыни. Сложный и часто драматический ход событий во многом зависел от расположения Туркменистана на оживленных торговых путях. Здесь сложилось и просуществовало полтысячелетия одно из самобытных рабовладельческих государств Парфия. По словам древних географов Страбона и Плиния, парфяне славились изготовлением великолепных, особо раскрашенных ковров, имевших высокие технологические и художественные качества. Страбон в своем рассказе о массагетах писал, что они "держат овец, хотя в небольшом количестве, так, что даже не режут их, сберегая ради шерсти... Одежду красят посредством намазывания растительными соками, краски которых долго не линяют". В парфянских городах производилась тонкая и изящная глиняная посуда, сделанная на гончарном круге, изделия из стекла, слоновой кости, великолепные ювелирные украшения из драгоценных металлов. В Нисе -одной из столиц государства - во дворцах и храмах парфянских царей были замечательные произведения искусства: мраморные статуи, сосуды из слоновой кости, росписи, ковры, ковровые изделия и многое другое. Развитию экономики и культуры Парфии способствовал так называемый "Великий шелковый путь", проходивший через территорию Туркменистана. Купеческие караваны из Китая доходили до города Амуля (Чарджоу), оттуда до Мерва (Мары), Серахса и через Северный Иран добирались до городов Восточного Средиземноморья и далее до Европы. По "Великому шелковому пути" в Европу попадали высоко ценившиеся там парфянские ковры, паласы, шелковые ткани, изделия из металла. В состав мощного Парфянского царства входила и Маргиана с ее центром - древним Мервом. Культура Парфии и последующего Сасанидского времени оставила большой след в народном декоративном искусстве Туркменистана, а потомки парфян впоследствии участвовали в формировании туркменской народности.
В середине VII в., разгромив основные силы Сасанидов, арабы заняли Нису, Мерв и другие города древнего Хорасана, а в начале VIII в. - Хорезм и Дахистан. До завоевания арабами Средней Азии и Ирана господствующей религией здесь было огнепоклонничество - зороастризм, которое сыграло большую роль в укреплении власти персидских царей в Средней Азии и Иране. Арабские завоеватели принесли новую религию - ислам. Через горы трупов, дым пожарищ, а в ряде случаев через подкуп и приманку шло внедрение новой религии. Забвению предаются такие виды изобразительного искусства, как скульптура, сюжетная роспись, уничтожаются языческие культовые произведения. В то же время продолжает развиваться орнаментальное декоративное искусство, ремесла, наука. Язычество пустило в сознание местного населения такие глубокие корни, что мусульманская идеология не смогла по существу победить его. Своеобразная языческая символика оберегов сохранилась и в орнаментальных мотивах ковров, и в формах ювелирных изделий, и в металлических деталях, дополнявших костюм, и в узорах вышивок, и в самом назначении и магическом осмыслении многих предметов народного декоративно-прикладного искусства. К IX в. власть завоевателей ослабла, и укрепилась местная феодальная династия Саманидов. Почти два столетия составляют период наивысшего расцвета Туркменистана и других областей Средней Азии. Мерв, Ургенч, Ниса становятся крупными центрами ремесла и торговли. В Хорасане, Хорезме, Гургане строятся великолепные мечети, караван-сараи. Возникают учебные заведения, библиотеки. Еще в доарабские времена в Мерве сложились высокие традиции ткацкого ремесла. Удерживая эти традиции на протяжении ряда веков, Мерв предстает самым прославленным центром производства текстиля на всем средневековом Востоке. Ткани из Мерва очень высоко ценились и зачастую входили в состав дани или подарков различным правителям Средней и Центральной Азии. Ряд арабских средневековых источников свидетельствует о высоком качестве мервских тканей. "Лучшие хлопчатобумажные и шелковые одежды делают в Нишапуре и Мерве - пишет арабский географ Истахри, -лучшие льняные ткани делают в Мерве". В одном из мервских селений Шавашкане в XII в. изготовлялись тончайшие шелковые ткани. В Серахсе население занималось вышивкой позолоченных покрывал, поясов и тому подобных предметов из текстиля. В этот йериод дальнейшее развитие получают ковроткачество и ювелирное искусство. В XIII в. по территории Туркменистана пронесся страшный смерч татаро-монгольского завоевания. Монгольское нашествие совершилось в тот момент, когда здесь феодальные отношения находились в расцвете. Более отсталые в экономическом и культурном развитии по сравнению с народами завоеванных стран, монгольские завоеватели не принесли им ничего нового. Накануне монгольского нашествия в Мерве было около 10 крупных библиотек. "Во всем мире я не видал подобных им по количеству и превосходству их" - писал в то время арабский географ Якут, живший в Мерве и работавший в библиотеках города над составлением энциклопедического географического словаря. Некоторое время жил и работал в Мерве знаменитый поэт и ученый Востока Омар Хайям (1048-1131 гг.?). Монгольское завоевание нанесло непоправимый ущерб культуре и искусству края. "Орды совершают варварство в Хорасане, Бухаре, Самарканде, Балхе и других цветущих городах. Искусство, богатые библиотеки, превосходное сельское хозяйство, дворцы и мечети - все летит к черту" - писал по этому поводу К. Маркс. Монгольское завоевание значительно задержало и процесс формирования туркменской народности. Слово "туркмены" впервые упоминается в исторической литературе с VIII в. В Х1-ХП веках оно получает широкое распространение как общее название многих степных племен, живших от восточного побережья Каспия до реки Аму-Дарьи. Лишь к XV веку завершается формирование туркменской народности. Предками туркмен были, с одной стороны, парфяне, маргианцы и их потомки северные хорасанцы, а с другой - степные скотоводческие племена: дахи, массагеты, аланы и пришедшие из Приамурья и Северо-восточного Каспия тюркские племена огузы, карлуки и другие. Исторически сложившиеся условия жизни определили деление туркменского народа на различные этнические (племенные и родовые) группы. Насчитывая около 20 названий, туркменские племена объединялись общностью языка, религии, быта, культуры. Западную и северную территорию заселяли йомуты, на юге жили племена теке, эрсари и сарыки, на северо-западе - човдуры, на юго-западе гоклены и нохуры. Следует назвать также племена эмрели, ата, алили, жившие на территории Туркменистана.
В XVII-ХVIII вв. в условиях общего экономического упадка и бесконечных войн здесь уже не было больших городов и городской культуры, не было столь высоко развитого в древние и средние века искусства.
На протяжении долгих лет, вплоть до последней трети XIX в., туркменская земля не знала спокойного года. На этом фоне происходило присоединение Туркменистана к России, при этом часть племен, стремясь избавиться от кровавых войн, добровольно приняли русское подданство, а остальные были колонизированы царскими войсками. Вплоть до победы Великого Октября туркмены не имели своей национальной государственности. В 1925 г. I Всетуркменский съезд Советов провозгласил создание Туркменской Советской Социалистической республики. О туркменском народном искусстве XVIII-XIX веков сохранилось немало письменных источников. Сведения о художественных ремеслах туркмен оставил в своих путевых заметках Самуил Готлиб Гмелин, побывавший в 70-е годы XVIII в. в области Мангышлак. Об украшениях мервских туркменок упоминает другой путешественник англичанин А. Борис, посетивший в 1831-1832 гг. город Мерв. Этнографические сведения о жизни туркмен, их быте, ремеслах составили исследователи, в разные годы посетившие туркменский край:-И.Эйхвальд в 1825 г., Н.Н.Муравьев в 1825 г., Г.С.Карелин в 1836 г. Особенно следует отметить книги, созданные венгерским ученым филологом А.Вамбери, путешествовавшим с научными целями по Средней Азии и в 1863 году проезжавшим по территории, населенной туркменскими племенами йомутов, човдуров, эрсари, алили, салор и другими. В опубликованных им материалах автор отмечает яркое своеобразие туркменских ювелирных украшений, художественные и технические особенности ковров и текстиля, рожденных к жизни своеобразным бытом и культурой народа, их разительно отличные от европейских эстетические принципы. Основными производственными районами туркменских ковров являлись Ахальский и Мервский оазисы, и, соответственно, главными торговыми центрами являлись Асха-бад и Мерв. В большом количестве туркменские ковры продавались в Бухаре. Поэтому во многих источниках о них сообщается под наименованием "бухарских ковров". Туркменские ковры вывозились в Россию, в Западную Европу, в Америку. С конца XIX века ковры, ювелирные украшения, ткани становятся постоянными экспонатами не только русских, но и международных выставок и ярмарок: в 1887 г. в Копенгагене, в 1893 г. в Чикаго, в 1894 г. в Лионе и Антверпене, в 1900 г. в Париже.
После присоединения Туркменистана к России началось более глубокое и целенаправленное изучение географии, истории, этнографии края, туркменского народного искусства. Русские передовые ученые зачастую без помощи со стороны царского правительства, на собственные средства и риск изучали природу и историю края. Внимание дореволюционных исследователей привлекали местные ковры, производство текстиля, вышивок, творчество мастеров-зергеров. В изучение истории и культуры Туркменистана внесли огромный вклад выдающиеся русские востоковеды В.В.Бартольд, А.Самойлович и другие. Среди источников конца XIX - начала XX века следует упомянуть работы К.М.Обручева, В.И.Массальского и Л.Е.Дмитриева-Кавказского, которые в своих небольших путевых очерках и заметках дают характеристики народных художественных промыслов туркмен, описывают и дают некоторый анализ художественных качеств туркменских ковров, вышивок, ювелирных изделий. Путешественник М.Алиханов-Аварский, побывавший в Мерве в конце XIX века, в своем дневнике пишет: “Все женщины Мерва страстно любят серебряные украшения, составляющие предмет гордости и кокетства каждой из них. На самой бедной женщине оазиса можно увидеть несколько тяжелых браслетов, серьги и другие украшения, а богатые обвешивают себя таким количеством этих украшений, что издали можно подумать, что она в серебряных кольчугах, разукрашенных сердоликами...” После установления в Туркменистане Советской власти изучение народного декоративно-прикладного искусства получило значительное развитие. Огромную работу в этом направлении проводит Туркменский Государственный музей изобразительных искусств, открытый в Ашхабаде в 1938 году. Коллекция музея по праву считаются не только самыми многочисленными, но и самыми полными по разнообразию ковров, ковровых изделий, паласов, кошм, тканей и вышивок, ювелирных украшений. В коллекциях музея более тысячи экспонатов ковров и ковровых изделий, столько же экспонатов тканей и вышивок, более полутора тысяч ювелирных изделий, отличающихся высоким художественным уровнем. Гордостью музея является самый большой в мире ковер — его площадь составляет 180 квадратных метров.

ФОРМА ЗАЯВКИ НА ЛОТ № 1781

Обращаем Ваше внимание, что некоторые предметы существуют в единственном экземпляре и состояние каждого предмета уникально
Как можно к Вам обращаться?
Ваш адрес электронной почты:
Ваш контактный телефон (с кодом города):
Ваше сообщение:



Ашхабат, Туркменистан, 1990. , 30000 экз., 304 стр.; 24,5*33.
Оформление: Меджитова Эльмира
В суперобложке.

В переплете.

В коробке.

Лот размещен в следующих рубриках:
КНИЖНАЯ ПОЛКА АНТИКВАРА И КОЛЛЕКЦИОНЕРА >>>
КНИЖНАЯ ПОЛКА АНТИКВАРА И КОЛЛЕКЦИОНЕРА >>>
Поиск книги(предмета) по названию

Введите полное или сокращенное название книги и нажмите кнопку 'Искать'.
Пример: Спартак
Если Вы хотите найти книгу(предмет):
- по издательству, месту, году издания, то, пожалуйста, воспользуйтесь 'Расширенной формой поиска'
- по автору, то, пожалуйста, воспользуйтесь 'Списком авторов'
- по художнику, то, пожалуйста, воспользуйтесь 'Списком художников'
- по названию, то, пожалуйста, воспользуйтесь 'Алфавитным списком изданий'
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ | О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ |


Яндекс цитирования Рейтинг.ru
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
11/9/2019
Последние новости: новый фарфоровый аукцион и изменение телефонного номера
Последние новости: назначена дата нашего следующего фарфорового аукциона - 15 октября 2019 года в 19:00; у нас изменился телефон, новый номер - +7 985 566-1111
Все последние новости магазина ->

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
3654
Насоновы И. и С., Евсихина Л.Н., Евсихина Е.Б.
Театр полон, ложи блещут. Фарфор и фаянс из собрания Евсихиных (подробнее ...)

М., Среди коллекционеров, 2016. , 500 экз.

3653
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых (частное собрание). Из прошлого в будущее (подробнее ...)
М., Среди коллекционеров, 2015. , 1000 экз.

3652
Эффект Патерсена. Дневник Анатолия Павловича Дитриха (Лето 1914 года). Жизнь крепостного художника Филофея Сорокина (подробнее ...)
М., Среди коллекционеров, 2013. , 350 экз.

3651
Дулькина Т.И.
Русский стиль в строгановской керамике (подробнее ...)

М., Среди коллекционеров, 2013. , 500 экз.

3650
Климов М.М.
Записки антикварного дилера (подробнее ...)

М., Среди коллекционеров, 2013. , 1000 экз.

Самые популярные подрубрики
ACADEMIA
Детская книга антикварная (до 1950 г.)
Детская книга букинистическая (после 1951 г.)
Коллекционирование фарфора
Русская литература (издание до 1950 г.)
Издательство 'ACADEMIA'
"СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ"
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
проект посвященный
книгам издательства
ACADEMIA (1922-1937)